На сайте Психологос опубликована очень интересная статья о синтезе экзистенциональной психологии и образования. Действительно, почему бы образованию не стать открытым, свободным, гуманным, направленным на становление личности?
Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы (Н.Н. Ниязбаева)
Современное образование нуждается в новом открытом знании о человеке. Открытость научно-педагогического знания как основная его характеристика отражает исследовательскую потребность в расширении представлений о развитии конкретной личности, ее внутреннем мире, смыслах, глубинных переживаниях в общении с другим человеком. В этой связи становление нового педагогического мышления посредством исследования идей экзистенциальной психологии приобретает особый смысл для решения проблем самоосуществления личности, творчества, обретения свободы и умения нести за нее ответственность, развития духовности, воспитания совести, способности любить.
Ключевые слова: экзистенциальная психология, антропоцентризм, образование, фундаментальные экзистенциальные феномены, свобода, ответственность, совесть, любовь, встреча, творчество, уникальность.
XX столетие ознаменовалось началом перехода от индустриального к постиндустриальному типу социальности. Постиндустриальная эпоха, эпоха нового дыхания гуманизма, актуализировала личность независимую и творческую, активную и обладающую яркой индивидуальностью. Востребованным становится человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение собственной сущности. В то же время динамичные социоциокультурные трансформации второй половины XX в. и начала XXI в., политические потрясения, экономическая нестабильность, культурологические, идеологические и духовно-нравственные изменения привели к кризису человеческого существования: растерянность, нарастание тревоги, страх, «заброшенность в мир вещей и людей» (М. Хайдеггер), неуверенность и обреченность стали вызовами ежедневной жизни. Человек находится в ситуации экзистенциального выбора: преодолеть негатив, стать «подлинным», реализовать возможность осуществления своего «проекта» (Ж.-П. Сартр), обрести яркую индивидуальность либо не найти самого себя, не взяв ответственности за собственное существование, погрузиться в «отчаяние». Очевидно, что на фоне провозглашения гуманизма как признания ценности личности и свободы человека, с одной стороны, и экзистенциального преодоления вызовов жизни — с другой, обозначены гуманитарные противоречия, связанные со сменой типов социальности. Все более востребованным сегодня становится человек свободный, умеющий делать выбор, осуществляющий себя в полной мере.
Полный текст — здесь http://www.psychologos.ru/articles/view/ekzistencialno-psihologicheskiy_podhod_v_obrazovanii_dvoe_zn__problemy_i_perspektivy_n.n._niyazbaeva