Выбрать страницу

ПРЕДМЕТ: Русская словесность.

КЛАСС: 8

ТЕМА: Содержание, тема, идея текста.

ВИД: Комбинированный.

Цели:1)Формирование знаний о теории русской словесности (усвоение темы).

2)Получить навык различать тему, идею и содержание, определять их в тексте (литературные способности).

3) Совершенствовать творческие способности через конструирование собственного текста (креативность).

4)Развить навык работы в группе (коммуникативные компетенции).

5) Развить навык продуктивной работы в конкретных временных рамках (тайм-менеджмент).

6)Развить лидерские качества (управление коллективом).

7) Воспитать уважительное отношение к чужому мнению (командная работа)

8)Развить навык публичного выступления и самовыражения (уверенность в себе).

Место урока в системе уроков по теме: 14 урок по программе «Русская словесность». Программа Р.И. Альбетковой. УМК «Русская словесность» Розы Альбетковой. УТОЧНИТЬ

Использованная технология: Развитие творческих и коммуникативных способностей через письмо.

Подход: Текстоориентированное обучение.

Использованные приемы:

— «мозговой штурм»

— лекция

— семинар

— демонстрация

Оборудование: Интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Уважаемые гимназисты, мы продолжаем с вами осваивать правила и приемы создания текста, изучать его свойства, узнавать, как владение словом можно применить в жизни, а главное – мы учимся раскрываться в тексте, выражать через него свои мысли, мы учимся быть свободными в проявлении себя.

На прошлом уроке мы освоили с вами признаки текста и теперь сможем применить эти знания на сегодняшнем уроке. Сегодня перед нами новая тема — Тема, идея, содержание текста.

Цель нашей работы – научиться определять тему и идею, различать понятия «тема», «идея» и «содержание».

Вопрос к аудитории: Вы знакомились с этими понятиями на уроках литературы. Что вы о них помните?

Дело в том, что тема, идея и содержание – очень сильно различаются между собой. У них различные функции, нужные для понимания произведения, хотя может показаться, что все они — про одно и то же.

СЛАЙД: открытая книга

Начнем с содержания. Кто помнит из курса литературы – что такое содержание?

Это то, что мы можем прочитать. Это смысл, выраженный словесно. Мы можем его увидеть, можем с ним ознакомиться. Нам не нужно содержание извлекать из собственной головы, додумывать его, угадывать его или узнавать о нем из других книг или от других людей. Содержание – это то, что мы читаем. Оно – предстает перед нами.

СЛАЙД: скандинавский свитер

Кто мне скажет – что такое тема?

Тема –– мысль, проходящая сквозь все произведение, заложенная в основу содержания. Мы не можем открыть книгу и просто прочитать ее. Ее нужно обнаруживать, разглядывать.

Представьте себе белый свитер. Представили? Теперь представьте, что через весь свитер проходит скандинавский узор с бегущими оленями. Сейчас модно носить свитер с оленями. Так вот, скандинавские олени – это тема. Понятно?

В большом и сложном произведении тем может быть несколько и тогда речь идет о совокупности тем.

Кто мне скажет, какая тема раскрывается в повести Тургенева «Ася»?

Какие темы в повести Пушкина «Дубровский»? В «Ревизоре» Гоголя?

Вопрос к аудитории: поднимите руки, кто НЕ понял, что такое Тема?

Итак, у нас есть содержание, в котором просматривается и постепенно раскрывается тема. Но чтобы до конца понять произведение, требуется понять идею.

СЛАЙД: дорога.

Кто скажет, что такое идея?

Идея – это главный жизненный урок, который хочет преподнести автор. Как вы понимаете – что такое жизненный урок? Урок – это новый опыт, то, чему мы научились, поэтому идею произведения нельзя просто взять и прочитать. Ее нужно понять.

Представьте себе дорогу. Представили? Это путь, который читатель проходит вместе с героями. По дороге что-то происходит, какие встречи случатся, радость, горе, страдания, удовольствия… И в конце читатель что-то для себя понимает, что-то новое о жизни узнает и чувствует то, чего не чувствовал до этого. Таким образом, через книгу меняется человек, он развивается. Но в книге читатель узнает не просто о каком-то факте, например, что корова, оказывается, дает молоко, а не лимонад. Читатель узнает и постигает ранее неизвестный закон жизни. Это и есть идея произведения. И звучать она будет примерно так: если все время предавать друзей, то останешься один. Или: если быстро сдашься, упустишь шанс победить. Или: любовь не бывает по обмену.

А как вы думаете, жизненный урок из одного и того же произведения все читатели извлекут один и тот же? (обсудили)

СЛАЙД: Ежик

Теперь давайте вспомним нашего героя Ёжика. Я буду читать, а вы определите – где тема, где идея и где содержание.

Читаю:

  1. Проявление смелости в необычных обстоятельствах.

  2. У Ежика случилась бессонница, он выбрался из своей норки и побежал по зимнему лесу. Сначала познакомился с белками, потом с зайцами, а потом и с Лисой.

  3. Не важно, кто твой друг, главное, чтобы он тебя не съел.

Молодцы! Пришло время практической отработки.

СЛАЙД: надписи фраз.

Определяю четыре группы. И раздаю кодовые фразы.

  1. Противный дождь.

  2. Встреча двоих.

  3. Ежик в лесу.

  4. Счастливый день.

На доске: ЗАДАНИЯ.

Задача: 1. Написать синопсис (краткое содержание) объемом в 7 – 10 предложений к кодовой фразе.

  1. Сформулировать тему, которая может раскрываться в содержании.

  2. Сформулировать возможную идею.

Убеждаюсь, что все правильно поняли задачу.

То есть сейчас мы с вами создаем концепцию авторского произведения. Время – 10 минут, после чего делегат от каждой группы представит концепцию.

Дальше группы выполняют задание и определяются с тем, кто будет представлять группу. Я подготавливаю бланки, на которых каждая группа запишет фамилии для самостоятельного выставления оценок.

Дальше урок идет по такому плану:

Выступающий встает перед классом. Группа имеет право поддержать его аплодисментами и подбодрить.

Чтение, обсуждение — верно ли сформулированы тема и идея, насколько заинтересовало содержание и насколько оно художественно и логично написано. Рассматриваются альтернативные варианты.

Рефлексия: что оказалось самым сложным? Как работала группа?

После выступления всех 4 групп: раздача бланков, на которых учащиеся выставляют друг другу оценки по мере вклада в общее дело.

Подводим итоги:

Что было новым?

Что удивило?

Кто был самым активным?

Домашняя работа: выучить созданный на уроке конспект, в учебнике прочитать параграфы по теме. Подготовка к 5-минутной проверочной работе по теме на следующем уроке: два вопроса будут теоретических, один практический.

Спасибо за урок.