Каждый из нас когда-либо испытывал жизненные трудности. И как-то находил решение. Иногда это происходило быстро, а иногда поиски решения затягивались или вовсе ни к чему не приводили. Это потому, что на уровне рационального мышления проблема не разрешима, ведь находится она глубже – на уровне бессознательного. И решать ее нужно на языке бессознательного, то есть с помощью образов и метафор. Приемы работы со сказками в психологии известны относительно давно и, по мнению ученых, прекрасно помогают как раз в случаях глубоко сидящей психической «занозы». Есть способы анализа уже написанных сказок, например, собственная трактовка известной сказки «Гуси-Лебеди». Но есть и варианты для творческих людей – это когда сказка создается спонтанно. Моделей создания сказок — много, можно создать и свою. Вот пример структуры сказки для поиска решений. Главное – помнить, что окончательные выводы после работы со сказкой можно будет сделать только спустя какое-то время, когда воздействие произойдет на подсознательное, которое и управляет поведением. Итак, понадобится час тишины, ручка, бумага и цветные карандаши (по желанию). Инструкция.
- Вспомните о какой-либо своей трудности, проблеме, с которой вы столкнулись недавно и решение конторой не найдено. Например, «не могу выбрать…» или «Все время опаздываю на…». Кратко сформулируйте и запишите ее.
- Выберите сказочного персонажа, который мог бы столкнуться с такой же проблемой. Вполне возможно, что нам захочется придумать своего собственного героя. Это еще лучше. Назовите своих персонажей. Это может быть как Иван-Дурак, так и Маленькая Беленькая Снежинка.
- Дайте краткое описание его внешности и особенностей. Можете и нарисовать.
- Придумайте и напишите ЗАВЯЗКУ сказки (не всю сказку, а только ее начало!). Например, как Иван-Дурак подошел к перекрестку дорог и начал читать надписи на указателях. В этой завязке ваш герой ОБЯЗАТЕЛЬНО должен столкнуться с такой же проблемой, как и у вас. Только образной.
В зачин войдут вопросы:
— Что делал герой?
— Зачем он это делал?
-Почему он вообще решил это делать?
— Что он рассчитывает получить в итоге?
— С каким препятствием он сталкивается?
— Как он реагирует на препятствие?
— Что происходит при этом?
- Посмотрите на свой зачин и снова сформулируйте свою проблему. На этот раз она у вас немного изменится.
- Теперь напишите продолжение сказки – о том, как герой взял и решал свою проблему. В продолжение войдут вопросы:
— какая сила или какое существо ему встретилось?
— Как оно или он выглядел?
— Какое волшебное средство для разрешения проблемы оно дало?
— Что оно попросило взамен?
— Есть ли это в наличие у Героя?
— Готов ли Герой это отдавать взамен на волшебное средство?
— Как герой применил это?
— И что изменилось?
Теперь напишите мини-текст: что я только что осознал?
- Напишите конец сказки. В него должны войти вопросы:
— Как герой получил то, что хотел?
— Как это улучшило его жизнь в итоге?
— Как это изменило его?
— Что это дало окружающим?
Теперь напишите расширенный текст: что я нового я понял, пока писал сказку?
- Напишите, в чем может быть решение вашей проблемы в действительности – уже не метафорически, а реально.
Пишите для Жизни и будьте счастливы!