Выбрать страницу

Традиционное изучение русского языка в школе сводилось фактически к более или менее прочному усвоению суммы орфографических и пунктуационных правил и запоминанию теоретических положений, а сфера практики, как правило, оставалась неясной для многих учеников.

Но в последнее время появилось достаточно много различных способов отработки полученных знаний на практике. Наиболее продуктивными, на мой взгляд, являются текстоориентированные методы и методы проектной деятельности.

Обобщив опыт работы по УМК С. И. Львовой, я пришла к выводу, что нужно изменить подход к работе с текстом на уроке и как можно чаще использовать интегрированные уроки. Мотивировать необходимые изменения можно очень просто: современные формы государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе требуют умений и навыков работы с текстом, создания вторичных текстов на основе предложенного, а также написание собственных текстов по предложенным темам.

Таким образом, текст должен стать основой обучающей и развивающей среды на уроке. Именно текст — категория, которая показывает язык в действии. Он помогает создать естественную речевую среду на уроке. Работа с текстом — полилог, активные участники которого ученики. Можно организовать работу в несколько этапов.

1. РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ЭЛЕМЕНТ УРОКА.

Выбрать тип заданий, их формулировки (тексты о языке, о слове, о произведениях искусства, о культуре, традициях).

Организовать правильную последовательность заданий, сформулировать их мотивацию (текст — оригинальное речевое произведение, в котором взаимодействуют все языковые системы). Начинаем с наиболее ярких средств, использованных в тексте.

Все найденные яркие средства служат для раскрытия авторского замысла, идеи. При этом не забываем, что отрабатываем задания А3 и №24.

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ.

Главная цель коммуникативных уроков — доказать, что мы слушаем не речь, а человека, который говорит. Если хочешь узнать человека, заговори с ним. Не секрет, что ученики часто не готовы говорить, а тем более выступать публично. Очень часто они дома прочитали не один раз заданный параграф, выучили его, а, переступив порог класса, тут же забыли. Как быть?

Главная цель таких уроков — научить ребят работать с источниками, с исходными текстами, составлять различные виды планов, в том числе и развернутые, которые станут помощниками на коммуникативных уроках. Кроме того, именно на этих уроках метод проектной деятельности дает возможность начать публично говорить.

Таким образом, благодаря коммуникативным урокам, у нас есть возможность воспитать личность, осознающую необходимость своего культурно-речевого совершенствования. В результате ученики учатся выражать мысли, передавать чувства в устной и письменной форме, совершенствуют свой индивидуальный стиль.

С чего же начать? С работы в группах малых и больших. Такая работа помогает учащимся наладить диалог в малом коллективе. Иногда эпицентром такой группы вдруг становится совсем не отличник, а тот, кто обладает неким авторитетом и может организовать ход работы. В конце урока будет оцениваться не только результат работы, но и сам процесс ее организации.

Урок-коммуникация поддерживает учебную мотивацию учеников, особенно на уроках литературы, ведь никто не захочет работать с тем, кто не прочитал текст.

3. МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

УМК С. И. Львовой дает учителю возможность использовать метод проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Например, изучая тему «Роль современного русского языка» в начале 8 класса, автор предлагает обратить внимание на такое явление как социальная реклама. Можно раздать учащимся различные задания: узнать более подробно, что такое социальная реклама, выяснить роль социальной рекламы в современных СМИ, создать свои проекты социальной рекламы и представить их одноклассникам. Следующий шаг — создание листовок, посвященных акции «Чистое слово», их анализ, создание агитбригад и выход с акцией в другие классы, а затем и в микрорайон школы.

При изучении темы «Обособленные определения», автор учебника обращается к теме «Памятники ВОВ». Вот следующее поле деятельности — собрать информацию о памятниках героям ВОВ в родном городе, крае. Обобщить эту информацию, выступить перед одноклассниками, перед ветеранами. Можно составить карту улиц, названных в честь героев ВОВ. Но самым интересным проектом, по мнению учащихся, стала «Книга памяти», благодаря которой все участники проекта узнали о судьбах своих близких в годы войны, а вся собранная информация стала основой для большого проекта, посвященного семидесятилетию Великой победы.

Перед Вами всего лишь несколько примеров работы с текстом, с проектами, которые помогают по-новому организовать работу учеников на уроке и во внеурочной деятельности. Наша задача не только обучить грамотному письму, но сделать процесс обучения интересным, практически направленным, подготовить учащихся к итоговой аттестации, а самое главное — сформировать личность, осознающую культурно-речевого совершенствования.

Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 52 г. Краснодара
ПОЦЕЛУЕВА Е. А.