Выбрать страницу

Со Светой Туровой мы познакомились несколько лет назад – я писала с ней интервью. Потом у нас был перерыв в общении — я училась работать, так сказать, «на себя», цепляя разную, подчас поверхностную, информацию об этой странной, специфической жизни на всевозможных ресурсах. И не видела, что источник знаний о том, как выжить на фрилансе – он перед носом. Испугавшись, я забыла простое и очень рабочее правило о том, что все лучшее – рядом, Тем временем, Света оставалась для меня, как для журналиста, а потом и как для психолога, загадкой – человеком, который в полной мере принял решение и ответил за результат. И в полной же мере наполнил смыслом свою жизнь. Теперь, когда я чувствую, что в своей наполненной жизни упираюсь в преграду, делаю просто – пишу или звоню Светлане Туровой. И вот, итог очередных посиделок в кафе: правила продвижения любимого дела от представителя финно-угорской этномоды.

1. Главное в развитии бизнеса не маркетинг, на первом месте это уважение к людям (друзьям, коллегам, партнерам, клиентам) и к себе, уважай и цени свое и чужое время и интересы.
2. Организуй защиту своих авторских прав. Проще всего это сделать, приписав к названию фирмы свои имя и фамилию. Например, мастерская Светланы Туровой «Югыд-Арт».
Не забывайте о знаке «Копирайт» на своих сайтах и фотографиях.
3. Подписывайся подо всеми своими делами, тогда брендом становится личность, не зависимо от того, как называется твой проект.

4. В начале своей деятельности не ленись — по любому, даже небольшому достижению, делай рассылки во все СМИ. В худшем случае, тебе просто не ответят. Зато в лучшем – предложат интервью или статью.

5. Общайся с журналистами как с простыми людьми, уважай их труд, так как писать статьи — это тоже очень большая и важная работа, далеко не каждый умеет правильно излагать свои мысли на бумаге
6. Не бойся общаться с партнерами, не бойся и создавай творческие тандемы, делись опытом, будь открытым — творческое взаимообщение обогащает и твой опыт.

7. Веди блоги на популярных порталах. Отправляй туда свои мысли и не бойся критики. Иногда такие блоги публикуют в качестве основного контента.

8. Посещай все или почти все публичные мероприятия, выставки, фестивали, связанные с твоим проектом. Напоминай о себе, люди имеют свойство быстро забывать других людей.

9. Подпишись на все грантодающие организации. Иногда «поддержка предпринимателя» и правда работает.

10. Посещай тренинги, хотя бы бесплатные.

11. Преподавай. Обучай других тому, что умеешь сама: обучая других, обучаешься сам.

12. Найди время и деньги на постоянное обучение. Это – вложение, а не затраты. Они окупятся.

13. Посещай площадки своего сообщества – например, фестивали творческих предпринимателей или финно-угорских дизайнеров.

14. Ежедневно занимайся своим сайтом: выдели на это хотя бы час-два своего времени.

15. Оставляй следы на различных тематических сайтах, порталах: комментируй и ставь свою подпись, чтобы выглядело, как «Здесь был Вася».

16. Наметь цель и начни создавать ее образ во всем, что умеешь делать – пиши о ней, свяжи ее, нарисуй, сделай подборку фотографий, слепи из пластилина.

17. Доверяй интуиции не меньше, чем очевидным фактам и рассуждениям. Особенно, если ты – женщина.

18. Общайся только с теми, с кем хочешь. Перестань тратить время и энергию на общение с теми, с кем надо. И не бойся утратить связи.

19. Не ходи с предложениями в организации, для которых проявление инициативы – это проблема, а не решение.

20. Занимайся благотворительностью. Это не значит, что придется жертвовать деньги на бездомных животных. Можно обучать вязанию пожилых людей в социальном центре.

21. Находи время для друзей и семьи
22. И последнее: распределяй свое время так, как тебе удобно и распоряжайся им сама.