Выбрать страницу

Что такое осознанное предпринимательство? В перинатальной психологии существует такое понятие — «осознанное материнство». Это когда рожают ребенка «для того, чтобы…» (вырастить  личность, насладиться материнством, передать образовавшийся  излишек любви), а не  «потому что» (нужно удержать мужа, не хочется  ходить на работу, вроде как — надо…). Вот и  стремление начать работать на себя должно  быть осознанным, то есть иметь мотивацию, а не ссылаться на причину. К сожалению, нередко в предпринимательство пускаются люди, не осознающие,  что  с ними  происходит и зачем они это делают. Тем временем, Дело —  это, своего рода,  ребенок, которого не так-то просто родить, которого придется любить, взращивать и однажды отправить в «больше плавание». Конечно, хочется делать это с удовольствием. Я предлагаю  рассмотреть и  приложить к себе и своей ситуации  десять правил для  того, чтобы вывести ваше Дело на уровень осознанности или…  повременить  с его открытием (рождением).

  1. Задайте себе вопрос: «Зачем я это делаю?». Если ответами на него будут  натянутые и унылые «потому что…» (надоело горбатиться на дядю, начальник грубит и не оплачивает переработки, коллеги сплетничают и держат форточку открытой),  задумайтесь о правильности своего выбора.  Напомню, что мотивация  должна формулироваться «К…», а не «От…».  К свободе, а не от зависимости.

На этом шаге можно выполнить простое и эффективное коучинговое упражнение «Вижн», которое  проводится с топ-менеджерами.   Нарисуйте на бумаге  линию времени  и поставьте на  ней отметки  «1 год», «3 года», «5 лет»,  «10 лет», «20 лет»,  «50 лет», «100 лет», «150 лет».  Это  точки  развития  вашего будущего дела.  Опишите каждую в нескольких словах  — как ваш проект будет выглядеть, чем каждый отрезок будет качественно отличаться от предыдущего. Вы не видите развития дальше, чем на год вперед?  Записи на отрезках ничем не отличаются друг от друга? Не можете с вдохновением и улыбкой на лице расписывать все новые и новые этапы развития?  Тогда спросите себя: «А ценен ли  для меня этот проект? А моя ли это тема?» Ваше дело должно оставаться востребованным  даже спустя столетие со дня открытия.  Иначе на рынке долго не продержаться.

  1. Определите свое место в пространстве бизнеса.  Вы – бизнесмен? Вы – рыночный предприниматель? Вы – социокультурный предприниматель?  У каждой из этих категорий  свои цели, задачи, результаты, образ жизни, степень эмоционального напряжения и, конечно,  свои последствия.   Если  по структуре личности вы свободный художник, но, поддавшись  социальным требованиям из разряда «Будь успешен!», «Богатей!»,   ныряете с головой в бизнес,  готовьтесь к провалу. Человек может оказаться просто не готовым к напряжению, сопутствующему активному деловому образу жизни. Знания (а соответственно, и программы обучения), навыки и умения, необходимые  для  бизнеса и для предпринимательства сильно различаются. К примеру, задача бизнеса может быть сформулирована  как «скорейшее увеличение  дохода любой ценой», а задача  предпринимателя  может звучать как «обеспечение  достоянного уровня жизни мне и моей семье», а может быть и просто — « наиболее  приятный способ самореализации в творчестве».
  1. Обсудите идею  открытия своего дела с  семьей.  Не редки разводы на почве коренной перестройки жизни, которая, конечно, касается и семейных отношений. Если один из партнеров решил заняться  предпринимательством или частной практикой, другой партнер может заявить, что  он так не договаривался, и будет прав.  На  развитие своего дела на старте  могут уходить все силы и очень много времени. При этом доход  первое  время совсем не будет радовать.  Если   жена не готова к тому, что муж  поселился в офисе, а муж не готов к тому, что жена  теперь вечерами самозабвенно ведет курсы кройки и шитья,  едва ли равновесие в семье сохранится. Конфликты в доме в любом случае не позволят  сосредоточиться на  увеличении  дохода.  Скорее, будет наоборот —  без поддержки  близкого человека  бизнес умрет  сразу после своего рождения.  Исследования, которые проводились  в рамках психологии успеха,  привели к неожиданному выводу: у состоявшихся западных бизнесменов, добившихся богатства своим трудом,  надежные, верные жены.
  1. Как это ни странно звучит, обратите внимание на свою половую принадлежность. Гендерный вопрос в бизнесе — тема пока не популярная и мало изученная, но, тем не менее, актуальная. Различия в женском и мужском стилях ведения дел  очевидны и становятся  все более заметными.  Женщина  и в предпринимательстве  стремится  к гармонии, сохранению,  комфорту. Задача женского предпринимательства – обустройство своего комфортного, уютного мира, в котором найдется место и семье, и любви, и творчеству, в котором доминирует сотрудничество, а не соревновательность.  Мужчины и в бизнесе реализуют свою природу – догоняют, побеждают, преумножают, влияют, соревнуются, и в отношении конкурентов  настроены  достаточно воинственно.    Женщина, играющая в мужчину, быстро выгорает,  страдает от перенапряжения, одиночества и… лишнего веса.  На фронтах предпринимательства она  может ощутить  вину перед детьми, на которых совсем не остается времени, и самым  классическим  образом,  бессознательно создать ситуацию, в которой  дело закроется еще на стартапе.
  2. Окончательно уходите с наемной работы только, если у вас уже есть клиенты или заказчики. Иначе  психическое напряжение и тревога быстро выбросят  вас из ресурсного состояния, вы начнете совершать ошибочные действия и вступать в конфликты. Уходить с работы «в никуда» без страховки – нельзя. Но и работать на совершенно не связанной с бизнесом работе – опасно: очень быстро возникнет ощущение, что вас разрывает на части. Нельзя оставаться и  на связанной с бизнесом работе,  где трудиться нужно почти круглосуточно.  Работа должна быть связанной с Делом, кроме того, ее придется перевести в формат «на дому» или «на полставки».  В идеале работа должна создавать поток  покупателей и  «тусовку» для расширения связей, чтобы  продукт услугу   было, кому продавать.
  1. Ко времени открытия своего ИП создайте личный бренд. Станьте человеком с именем. Мелькайте в  сообществах, тусовках, на страницах СМИ,  проводите семинары и распускайте слухи, даже если у вас парикмахерская  или перепелиная ферма.   Выйти  на свет  «вдруг»,   выпрыгнуть  на рынок  как черт из табакерки и обрасти связями и партнерами – не получится.  Раскручивайте себя, будьте активным. Ошибочно назвать свое ИП красивым словосочетанием и  рассчитывать, что его примут как марку.  Также как  ошибочно ограничиться  арендой помещения с красивой табличкой на двери.  Люди хотят платить за  то, что в тренде.  Покупатель сегодня  реагирует на  имя, а точнее, на определенный имидж, включающий, в том числе, и мировоззрение (это особенно важно для творческих предпринимателей,  которые выпускают  продукт индивидуального творчества).  Имидж – это четко сформулированные  философия, миссия,  задачи, окружение, образ жизни и  внешний вид.  Это должно быть прописано в отдельном файле и  воплощено.   Важно помнить, что имидж – это не  про то, как  заставить себя носить ненавистный  галстук, а про то, как подобрать себе  привычную простую черную водолазку.
  1. Определите и сформулируйте свою профессиональную миссию.  Она  должна пересекаться, подобно  орнаменту на ковре, с  жизненной миссией.  Предприятие, у которого нет миссии или она определена неверно, обречено на тупиковый пусть развития.  Напомню, что миссия – это когда  что-то для кого-то, а не что-то для себя.  Например,  «помогать   укреплять свое здоровье с помощью товаров для йоги» или «сделать спорт доступным  для каждого», а вот «увеличить доход вдвое» — не миссия, это уже  цель. Исходя из  формулировки миссии,   напишите  стратегические цели на год, на пять и  не десять лет.  Полюбуйтесь  написанным. Нравится?  Если нет, тогда переписывайте или…  займитесь другим бизнесом.
  1. Определитесь: ваше Дело, выражаясь словами Карлоса Кастанеды,  —  это «путь,  по которому размазано ваше сердце» или это  просто продажи того,  что  на сегодня наиболее востребовано?  Осознание этого пункта – очень важно.   Если, как  в первом случае, вы занимаетесь  изготовлением бутоньерок из фиалок,  будьте готовы к тому, что покупатель не выстроится за ними в очередь. По крайней мере, выстроится не сразу. Если вы решили выбрать то, что востребовано  всегда, то будьте готовы к тому, что  работа для вас должна  стать просто работой. Торговля рыбой – это  торговля рыбой, и ничего личного, а для  всего остального есть хобби.
  1. Открывайте только независимый бизнес, даже если этот бизнес семейный. Выстройте его так, чтобы он однажды не  ушел от вас вместе с  женой или лучшим другом.  Ваше  Дело должно исходить из ваших способностей и возможностей, из наличия ваших ресурсов. Иначе вы обрекаете себя на зависимые отношения и, соответственно, зависимую жизнь. Проверьте,  продолжится ли ваше Дело, если  из него вдруг исчезнут   мама-бухгалтер,  жена-менеджер, старший брат-водитель и друг-соарендатор помещения.  Это не означает, что они  непременно  покинут  фронт предпринимательства  в самый неподходящий момент,  но  —  всякое бывает.
  1. Проследите, чтобы части вашей личности не конфликтовали при мысли о своем Деле. Так устроена психика,  что  мы всегда получаем ровно то, чего хотим. Спросите себя: «чего я хочу на самом деле? Какие ценности действительно – мои?».  Если на самом деле вы хотите уделять время детям и  варить абрикосовый джем  по выходным,  именно это  рано или поздно и случится. Разорения, долги,  банкротство – это все игры бессознательного.  Открывать свое дело  лучше тогда,  когда с вашей стороны всем и  всё уже  доказано, и осталось только желание жить хорошо и с удовольствием, занимаясь  осознанно выбранным любимым делом.

И напоследок:  идея предпринимательства должна затрагивать и желание и волю одновременно. Потому что желание без воли это каприз, а воля без желания –  кратковременный импульс.  Для  успешного стартапа вы должны и хотеть, и намереваться.   И мечтать, и делать.

Будьте счастливы в  самореализации. Ольга Авдеева